Приветствую Вас, Гость

Олимпиада по русскому языку

Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку систематически (раз в год) проводятся с 1996 года. Традиционно местом их проведения становятся старинные русские города. Первая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку прошла в старинном русском городе Курске. С каждым годом увеличивается число участников олимпиады, а также число ее победителей и призеров.

В течение десяти лет шли поиски оптимальной формы проведения олимпиады, несколько раз предпринимались попытки помимо письменной речи оценить устную речь учащихся (устное монологическое высказывание на 2-й олимпиаде, умение аргументировано спорить - на 3-й олимпиаде, позже - проводили конкурс «Юный златоуст»). На десятой Олимпиаде впервые был значительно изменен формат ее проведения: впервые помимо письменного тура был введен и устный тур.

До 2008 года заключительный этап олимпиады состоял из двух туров:

  • первый тур - письменный. Предполагал выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе;
  • второй тур - устный. Проверял «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определялись раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.

В 2009 году структура заключительного этапа изменилась. Все задания требовали исключительно письменного выполнения, первый тур олимпиады проводился в течение одного дня, а не двух, как ранее. Среди участников из 10-х и 11-х классов проводился общий конкурс. В регламент олимпиады была введена процедура апелляции по результатам проверки заданий, сформирована апелляционная комиссия. Тем не менее, было сохранено существовавшее ранее положение о том, что участники не «отсеиваются» по результатам I тура.

Существуют и дополнительные конкурсы, не связанные с основным состязанием - конкурс знатоков русского языка, проводимый в два тура, и конкурс поэтов (в 2009 году проведён не был, однако состоялся конкурс чтецов); конкурс на лучшую защиту реферата. Школьники участвуют в указанных конкурсах по желанию, их итоги не влияют на результаты олимпиады.

Помимо участия в названных конкурсах, для школьников традиционно организуется экскурсионная программа, для сопровождающих проводятся круглые столы. Также производится разбор заданий олимпиады с разъяснением критериев оценки и представлением верных вариантов выполнения заданий.

Для того чтобы объективно оценить работы участников олимпиады, методическая комиссия ежегодно проводит работу по коррекции ранее разработанной критериальной базы.

Список городов, в которых проводились Всероссийские олимпиады по русскому языку:

Дата

Место

Примечание

I

1996

Курск

 

II

1997

Орёл

 

III

1998

Тула

 

IV

1999

Псков

Была посвящена 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

V

2000

Смоленск

 

VI

16-22 апреля 2001

Рязань

Участие в соревновании приняли 178 учащихся из 64 регионов России. В честь 200-летия со дня рождения В. И. Даля многие задания олимпиады были связаны с трудами филолога, а участники, продемонстрировавшие наилучшие познания в его биографии и деятельности, награждались специальными грамотами.

VII

14-19 апреля 2002

Псков

Впервые был проведён конкурс знатоков русского языка. В олимпиаде участвовали 175 старшеклассников из 57 регионов России, а также с Байконура.

VIII

13-19 апреля 2003

Вологда

В Вологде состязались 250 участников из 69 регионов. Оба тура олимпиады состоялись в вологодской средней школе № 8.

IX

18-24 апреля 2004

Нижний Новгород

Проходила на базе Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Участие в соревновании приняли 207 школьников из 63 субъектов федерации.

X

17-22 апреля 2005

Орёл

 

XI

9-15 апреля 2006

Воронеж

Проходила на базе Воронежского государственного педагогического университета. В соревновании участвовали 245 школьников из 67 регионов России.

XII

15-21 апреля 2007

Великий Новгород

Олимпиада заняла место среди мероприятий Года русского языка в Великом Новгороде наряду с добровольным общегородским диктантом. Проходила на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и приняла 289 школьников из 78 субъектов федерации. Все туры соревнования принимала средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением литературы и информатики.

XIII

7-14 апреля 2008

Кисловодск

Проходила на базе ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». В олимпиаде приняли участие 297 школьников из 75 регионов России.

XIV

20-25 апреля 2009

Брянск

Олимпиада проходила на базе Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

XV

11-17 апреля 2010

Орёл

Проведение олимпиады обеспечил Орловский государственный университет. Участие в соревновании приняли более 170 школьников.

XVI

15-21 апреля 2011

Ульяновск

Олимпиада проходила на базе Ульяновского государственного университета.

XVII

16-22 апреля 2012

Брянск

Олимпиада проходила на базе БГУ имени И. Г. Петровского.

XVIII 15-21 апреля 2013 Санкт-Петербург Олимпиада проходила на базе РГПУ имени А. И. Герцена

Высказывания:

«Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения»  В. Белинский

«Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» П. Мериме

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» К. Паустовский

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» А. Куприн

«Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий» Г. Державин

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А. Куприн

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»  В. Белинский

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде»  Ф. Достоевский

Олимпиада по литературе

В век современных информационных технологий, глубоких изменений в социальной и экономической жизни общества возрастает роль гуманитарного развития человека, повышается роль предметов эстетического цикла в школьном образовании, и в первую очередь литературы. Школьникам необходимо не просто знакомиться с шедеврами прошлого, с достижениями искусства слова сегодняшнего дня, но и иметь собственное суждение о предмете, уметь выразить его в устном и письменном виде.

Владение выразительной речью нужно не только писателям, журналистам, учителям, то есть людям, профессионально связанным со словом, но и каждому культурному человеку. Развитие личности - это необходимая предпосылка решения всех социальных и экономических задач, оно невозможно без умения высказать свои мысли и чувства.

Свобода письменного выражения мыслей - одно из самых трудных умений. В Древней Руси говорили: «Мнится, писать - легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Сформировать это умение можно с помощью упорного труда, привлечения ребят к самым разнообразным формам литературного творчества.

Русская литература всегда служила делу возвышения человека в человеке. Поэтому особое внимание в современной школе уделяется содержанию и организации работы по литературе, разрабатываемой на основе принципов, ориентирующих учителей не только на достижение учебной цели, но и на воспитание любви к изящной словесности, раскрытию ее роли в культуре, науке, производстве; на развитие мышления, умения обобщать, абстрагироваться, на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических навыков и представлений об основных понятиях литературы как социально-культурного явления и как вида искусства.

Все более широкое распространение приобретают такие формы организации работы с детьми, как олимпиады; они призваны решать задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формированием активной личности, творческих способностей учащихся.

Олимпиада по литературе как форма массовой внеклассной работы сложилась давно, проверена временем и завоевывает в наше время все большее признание. Такие соревнования давно перешагнули порог школы. Их проводят органы управления образованием, кафедры литературы и культуры разных вузов страны.

Олимпиада - это конкурс на лучшую творческую работу. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать новое. Старшеклассники, избравшие будущей профессией филологию или связанные с ней профессии, подходят к олимпиаде как к будущему не столько учебному, сколько жизненному экзамену, особенно в контексте современных процессов модернизации, когда победа на олимпиаде становится тождественной успешному вступительному экзамену в выбранный ВУЗ.

Для учителей олимпиада - тоже проверка: научили ли они своих питомцев чувствовать слово, сопереживать героям, понимать перипетии художественного произведения, основы его построения, неповторимость манеры того или иного художника слова; сумеют ли ученики творчески применить полученные знания, обнаружат ли умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Олимпиады по литературе в масштабах Российской Федерации начали проводиться с 1995 года. Всероссийская олимпиада школьников по литературе сразу была замечена, получила многочисленные, и не просто положительные, а даже похвальные, отклики в специальных и массовых изданиях. С редким единодушием писали, что она действительно удалась. И поэтому каждый, кому были небезразличны ее итоги, видел в ней осуществление своих ранее сложившихся представлений о литературном образовании.

Кому-то она представляется как реализация извечной мечты о приобщении детей к чтению и воспитании юного читателя. Другим кажется важным, что дети показали свои способности видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве и восхищаться ею. Олимпиада состоялась, и это стало свидетельством культурного знаменательного события, причем не только педагогического и не просто литературного. Привлекательна в ребятах-участниках преданность родной литературе, которую не вытравили всевозможные «достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух неуправляемого дикого рынка в той самой реально окружающей нас действительности.

После напряженных конкурсных туров в кулуарах олимпиады можно было вести неторопливые беседы о жизни и творчестве любимого писателя, о поэтике и стилистике, выразительности родного языка и системах русского стихосложения, - как известно, в мире литературы нет ничего вторичного, малозначимого. Содержание заданий до самого начала конкурса оставалось загадкой, волновало участников, интриговало взрослых. При несомненной их необычности, задания решали многие вечные и непреходящие вопросы методики. В самих конкурсных заданиях заложены и нетрадиционные подходы к программам, к проверке и оценке знаний по литературе, литературной образованности и развитию, к разрабатываемым стандартам.

За это время в олимпиадном движении были освоены прозаические произведения как признанных мастеров, так и малоизвестных писателей 1-й половины ХIХ века (А.Бестужева-Марлинского, Е.Баратынского, Н.Карамзина, А.Погорельского, А.Пушкина и др.), произведения И.Бунина, А.Чехова, И.Шмелева, В.Вересаева, Ф.Сологуба, Л.Андреева, В.Набокова, Л.Леонова и др. Стихотворные тексты многих известных поэтов предлагались участникам олимпиады для анализа (А.Пушкин, В.Жуковский, М.Лермонтов, П.Вяземский, Е.Баратынский, А.Дельвиг, А.Фет, Ф.Тютчев, И.Тургенев, И.Анненский, И.Бунин, К.Фофанов, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Бродский, Б.Пастернак, Н.Рубцов и др.).

Постоянно возрастает уровень знаний участников олимпиады и их интерес к ней. Значительный прогресс наблюдается в подготовке участников олимпиады к выполнению заданий третьего тура, из области теории и истории литературы. Школьники прекрасно знают понятия из разделов стилистики, поэтики и умело ими оперируют.

Сложился творческий контакт между членами жюри и руководителями команд. В сущности, возникла общность ветеранов олимпиадного движения.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и является наиболее представительным и авторитетным форумом творческой и инициативной молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях России.

Основными целями и задачами Олимпиады являются пропаганда литературы как искусства слова, литературоведческой науки и литературного образования; развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; оценка знаний школьников, увлекающихся литературой; выявление, поддержка и поощрение литературно одаренных детей, в том числе предоставление им льгот при поступлении в ВУЗы по профильной специальности.

Заключительный этап Олимпиады по литературе проводится в три тура. Задания всех трех туров проверяют знания учащимися русской литературы и выполняются письменно. Олимпиада проводится для каждой из возрастных параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов.

Первый тур предусматривает комплексный анализ прозаического (эпического или драматургического) произведения одного из русских писателей. Второй тур предусматривает сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур предполагает выполнение нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение заданий на всех турах Олимпиады. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение каждого задания на всех турах Олимпиады.

В 2011 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился 25-30 апреля в г. Белгороде.

В 2012 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился 24-30 марта в г. Химки Московской области.

В 2013 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился 6-12 апреля в г. Москве.

Высказывания по литературе

«Литература во всех ее видах - не что иное, как тень доброй беседы» Р. Стивенсон

«Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым» Д. Лихачев

«Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека» Луи Габриель Амбруаз Бональд

«Литература - это руководство человеческого разума человеческим родом» Виктор Мари Гюго

«Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический» Уильям Эллери Чэннинг (Чаннинг)

«Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости» Николай Гаврилович Чернышевский

«Литература рождается из глубины народной души» Адам Мицкевич

«Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание» Виссарион Григорьевич Белинский

«Литература во всех ее видах - не что иное, как тень доброй беседы» Роберт Луис Стивенсон

«...Литература... обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье» Чарльз Диккенс

«Литература - это когда читатель столь же талантлив, как и писатель.» М. Светлов

«Литература - это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов» Ж. Ренар

«Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее» И. Гёте

«Беда иной литературы заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят» П. Вяземский

«В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало» А. Писемский

«Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов» С. Цвейг

«Немало литературных произведений обязано своим успехом убожеству мыслей автора, ибо оно сродни убожеству мыслей публики» Н. Шамфор

«Рукописи не горят» М. Булгаков